Экономика и политика

Палата № 5 – апофеоз бессмысленности

Первый сектор следит за тобой.

Всё казалось, что Общественная палата это какая-то новая придумка, свежая забава, вечно молодой и вечно подающий надежды молодой организм. Глядь, а уже вступает в свои права Общественная палата Ивановской области пятого созыва.

18 ноября 2015 года палата № 4 сдала свои полномочия, собравшись на свое последнее пленарное заседание. По этому поводу был подготовлен «Итоговый доклад о деятельности Общественной палаты четвертого созыва».

Со вступительным словом, предваряющим основную часть доклада, обратились два председателя четвертой ОП: действующий – директор и совладелец крупных ивановских предприятий Юлия Портнова и бывший – ныне директор правового департамента Минстроя РФ Олег Сперанский.

Юлия Владимировна среди прочего сказала: «За годы своего существования Общественная палата Ивановской области прошла непростой путь становления. Она превратилась в самодостаточный, полноценный институт гражданского общества».

Вторил ей на несколько более научной основе и Олег Вадимович: «У Общественной палаты есть своя система работы и методы. Кроме того, она объединяет всех видных и деятельных экспертов, гражданских активистов и представителей «третьего сектора».

Под научной основой я подразумеваю «третий сектор», который требует некоторых пояснений и который является ключевым в понимании деятельности Общественной палаты.

В современном мире существует общепринятое деление всех типов организаций и объединений на три большие группы – секторы.

Первый сектор – это все организации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности вне зависимости от целей деятельности.

Второй сектор – частные организации, основной целью которых является извлечение прибыли.

Третий сектор – это негосударственные, некоммерческие организации, деятельность которых не связана с извлечением и распределением прибыли между участниками, то есть НКО, к числу которых господин Сперанский, по сути, отнес и Общественную палату.

Порядок формирования ОП Ивановской области определен региональным законом «Об Общественной палате Ивановской области». В палату входят пятьдесят человек. По пятнадцать членов утверждают губернатор и Областная дума. Остальные двадцать утверждаются уже назначенными тридцатью членами Общественной палаты.

Порядок назначения членов Общественной палаты не дает никаких оснований считать ее представителем третьего сектора. Это однозначно первый сектор, хотя члены ОП, действительно, могут представлять организации из третьего сектора, как например, государственный служащий может быть либералом, консерватором, коммунистом и даже быть супругом члена кружка народовольцев и родителем студента американского университета.

Четкая классификация (спасибо Сперанскому за подсказку) позволяет лучше понять мотивацию и реальную подоплеку действий и событий вне зависимости от деклараций и самоназваний.

После длительных размышлений о судьбе России, мне кажется, я нашел объяснение тому, что у нас происходит и что виновато. Это инфантилизм всех общественных, политических и государственных институтов, унаследованный от СССР.

Советский союз, как империя был очень сложным образованием с изощренной системой управления, пытавшейся в ручном режиме просчитать действия всех и вся.

В этом смысле путинское ручное управление не является чем-то уникальным или вновь изобретенным. Это та же схема, только более персонифицированная, связанная с одним человеком, даже не с партией. Соответственно, система, потерявшая некоторые из своих элементов, упрощенная, без отдельных ключевых звеньев, и по этой причине, несущая повышенные риски для самой себя.

Ручное управление – это крайнее проявление инфантилизма. Это не просто иждивенческие настроения народа, это системная безответственность на всех уровнях, на всей вертикали сверху донизу.

В Советском Союзе были большая наука, образование, промышленность, идеология, искренность и тому подобное – в значительно больших количествах и лучшем качестве, чем в постсоветской России.

Не было развитых, достаточно опытных и эффективных институтов управления. Не было «английского газона», который требует двухсотлетнего ухаживания, чтобы хорошо выглядеть и который гораздо больше, чем управление по благоустройству. Весь менеджмент в самом широком смысле этого слова обеспечивался чудовищным напряжением сил многочисленных специалистов по ручному регулированию чего-нибудь при осознании, что все тобою отрегулированное кто-то может в один момент отрегулировать по-другому просто потому, что право имеет.

Много, слишком много в нашей жизни сакрального, чего-то непостижимого, вне нашего разумения и влияния, что, в конечном итоге, и отвечает за всё, что есть и всё, что будет.

Вундеркинд может решать сложные технические задачи, давать ответы на тяжелейшие вопросы, над которыми безуспешно бьются взрослые. Но это ребенок, который не сможет принять верные стратегически решения просто из-за отсутствия жизненного опыта.

Все наши общественные, гражданские и даже государственные институты – это некие создания без наработанного опыта самостоятельной работы и реального взаимодействия друг с другом и окружающим миром без тотального контроля и подсматривания и поправления в ручном режиме со стороны некой инфернальной силы. При том, что вундеркиндами эти институты уж точно не назовешь.

У нас по-прежнему нет профсоюзов и политических партий. А искусственно созданные организации с похожими названиями лишь маскируют отсутствие реальных механизмов и структур.

Что есть Общественная палата? Это фейк, который подменяет собой гражданское общество. Это вечный подросток, который будет на вечном содержании у своих родителей. Это собрание приятных и не очень приятных во всех отношениях мужчин и женщин – по форме, казалось бы, безвредное, по сути, ужасное. Как игровой симулятор: на педали жмешь, руль крутишь, но никуда не едешь. Как гетто, куда можно загнать инфантильных общественников, которым нужно как-то реализоваться, и где они абсолютно безвредны, а жизнь их пуста и бессмысленна.

Не может быть предприятия, объединяющего все предприятия. Не может быть партии, объединяющей все партии. Не может быть палаты или общественной организации, объединяющей другие общественные организации, потому что каждая из них создана в определенных целях и должна непосредственным образом, а не через кого-то реализовывать свои уставные задачи.

Это все равно, что накидать снега в кузов грузовика, залезть туда на лыжах, сказать «трогай» и убеждать всех, что ты катаешься на лыжах. Хотя, в некотором роде это будет даже правда.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем