28 марта 2024
Экономика и политика

Задачи на год, или Как нам обустроить Ивановскую область

Риски, проекты, проблемы и перспективы.

Помимо текущих задач, типовых для каждого субъекта Федерации, в Ивановской области (впрочем, как и в других регионах) есть и сугубо свои проблемы, проекты и декларируемые цели, с которыми нужно что-то делать.

Наслаиваясь год за годом и не получая своего разрешения, они полновесным и не обязательным грузом лежат на руководстве области, все увеличивая собственную тяжесть и сложность решения. Некоторые из них идут из «глубины веков», другие появились неожиданно, как снег в январе.

В 2016 году губернатору и его команде нужно решить или, по крайней мере, учитывать несколько крайне сложных задач, каждая из которых несет в себе серьезные риски для области и для ее руководства.

Проект строительства комбината синтетического волокна

Уже довольно давно можно каждый год начинать словами, что уж в этом-то году нам нужно обязательно решить вопрос со строительством комбината.

Традиция, привычка – сильная вещь, но не стоит этим обольщаться. Энтропия нарастает, и ничто не может длиться вечно. В прошлом 2015 году ситуация полностью изжила себя. Все доводы и аргументы приведены еще раз, вертикаль одобрения инициатив полностью пройдена снизу доверху и обратно. Проект комбината готов, он прошел все экспертизы.

Дальше просто некуда двигаться, нечего обещать, не к кому апеллировать, нет ни одной самой мизерной задачи, которую бы еще можно было поставить, прежде чем начать. Именно сейчас: либо строить, либо забыть. Но забыть невозможно, и в этом вся проблема.

За весь более чем пятилетний срок попыток реализации проекта не нашлось ни одного коммерческого банка, который был бы готов кредитовать строительство. Вся надежда была и есть на госкорпорацию «Внешэкономбанк» (не совсем банк).

ВЭБ, конечно, разбазарил много миллиардов государственных средств, но это не значит, что он дает деньги просто так. Ивановская область не может дать гарантии возврата средств, сбыта продукции, получения сырья для производства. При этом ни саму Ивановскую область, ни что-либо на ее территории нельзя получить в качестве залога.

Дефицита волоконного ПЭТ при этом в России нет. Идея заключается в том, чтобы заменить существующих поставщиков. Ну, как например, построить здесь автозавод, потому что автомобили очень хорошо продаются, а наши будут дешевле и качественнее.

Важно, что параллельно свой проект строительства комплекса по производству волоконного ПЭТ развивает Татарстан. Причем, активно с 2015 года.

Преимущество татарстанского проекта в том, что их проект предусматривает еще и производство ТФК – сырья для ПЭТФ, которого в России, действительно, дефицит. А Татарстан – это мощная нефтехимия. При этом снимаются проблемы сложной логистики и доставки химического сырья. Плюс лоббистские и финансовые возможности республики намного превосходят ивановские.

В общем, перспективы ивановского проекта самые мрачные. И над губернатором дамокловым мечом висят 300 миллионов, потраченных на проект из бюджета. Как в «Кавказской пленнице»: либо я ее веду в ЗАГС, либо она меня ведет к прокурору.

«Ивановский бройлер»

Тоже проблема из тех, которые давно уже должны быть решены. «Ивановский бройлер» – это курица, которая несет золотые яйца. Не просто самая большая птицефабрика, а крупнейшее сельхозпредприятие области.

При этом предприятие имеет колоссальные долги и находится в заключительной стадии банкротства. Величайший соблазн для друзей губернатора: обанкротить «Бройлер» до конца, оставить кредиторов ни с чем, выкупить фабрику на торгах за не очень большие деньги и начать качать деньги.

Схема давно была бы реализована, если бы не экстраординарный рост производства и денежного потока на предприятии именно в 2015 году. То ли западные санкции помогли, то ли процедура банкротства.

Что теперь делать никто не знает. Те, кого в деле «Ивановского бройлера» консультировал отец проекта синтетического комбината Василий Гущин, уже почувствовали вкус и вложили кое-какие средства. К тому же, вот они молочные реки и кисельные берега, казалось бы, осталось совсем чуть-чуть.

Однако из более чем миллиардного долга, 700 миллионов рублей это деньги государства. Кинуть Российскую Федерацию на такую сумму на фоне стабильной работы предприятия, которое каждый день отгружает и продает тонны продукции – это за пределами инстинкта самосохранения.

Завершить конкурсное производство в таких условиях невозможно. Вернуться на стадию финансового оздоровления почти невозможно. Разбираться с этим предстоит только губернатору.

Совхоз «Тепличный»

Потенциальный инвестор предприятия, находящегося в стадии конкурсного производства (как и «Бройлер», только действительно не работает) приезжал в Иваново дважды. В конце прошлого года на встречу с кредиторами. В начале этого года на встречу с губернатором.

В первый раз его прятали, во второй раз показали публике. Оба раза инвестор называл разные, хоть и однокоренные, компании, которые, мол, будут вкладывать деньги: «УК Агротип» и «ПКФ Агротип».

Озвученные планы и некоторые другие обстоятельства визитов в целом навевают картину из «Двенадцати стульев» – шахматный турнир в Васюках.

Схема очень похожа на «бройлеровскую» – кинуть кредиторов (всего-то 70 миллионов, а Газпром свое получит отдельно), скупить имущественный комплекс по дешевке. Именно по дешевке, так как предприятие не работает, ветшает.

При этом даже заявленные откровенно бендеровские планы, не покрывают и половины площади земельных участков, принадлежащих «Тепличному».

Судя по всему, имеет место нераскрываемая сделка по дележу земли. Интересы кредиторов, по имеющейся информации, в правительстве региона не учитывают. Встреча инвестора с губернатором имела целью создать административно-финансовый тандем по давлению на арбитражного управляющего, кредиторов и арбитражный суд, с целью скорейшей продажи имущества без учета интересов кредиторов.

Несмотря на кажущееся решение вопроса к обоюдному удовольствию двух сторон (третья в пролете), похоже, всё будет непросто.

«Ивановская домостроительная компания»

Схема достройки жилья обманутых дольщиков была представлена дольщикам и общественности. Даны соответствующие обещания на высокого уровне (без гарантий).

Теоретически все выглядит хорошо, осталось только решить через арбитражный суд проблему отстранения собственников и менеджмента от управления предприятием и введения моратория на выплату долгов.

Однако повторю, гарантий нет. Да и непонятно, какими они могут быть. Наступивший 2016 год – год федеральных выборов в Госдуму. Сейчас обещать и даже решать проблемы кого угодно будут в безусловном порядке. Риски существуют на поствыборный период.

Тем, у кого срок сдачи жилья в 2016 году, наверное, беспокоится не о чем, а вот те, кому обещают в 2017-м, вряд ли могут быть спокойны.

Впрочем, это уже проблемы будущего года, мы же говорим о 2016-м.

«Автокран»

На заводе серьезная системная проблема с собственниками и менеджментом. Предприятию давно нужна была реорганизация и сокращение числа работников.

Структура владения и управления «Автокраном» очень похожа на «ДСК» и «СУ-155». По всей видимости, из предприятия также выводились активы для решения проблем других участников группы. Завод практически остановил работу, хотя в течение года получал заказы и деньги от заказчиков на поставку кранов.

Несмотря на тяжелую и почти безвыходную ситуацию, на предприятии не произошло никаких изменений. Менеджмент и собственники остались на своих местах. Системно не решена ни одна проблема. Процедура банкротства весьма вероятна.

У областного руководства нет рычагов влияния на ситуацию. Перспективы непонятны.

Ивановские банки

Под ивановскими банками понимаются банки, зарегистрированные в Иванове. Они ведут свою деятельность на территории области. У них мало собственных ресурсов, но самое главное, что мало ресурсов у предприятий региона, которые обслуживаются в этих банках.

Самая большая проблема в том, что их очень много – пять. Во Владимире два, в Ярославле тоже пять. При этом экономика соседних областей и Ивановской области несопоставимы по размеру и стабильности.

Ивановские банки балансируют на грани безубыточности. «Кранбанк» по итогам трех кварталов прошлого года имел 72 миллиона рублей убытков. Хотя он и поправит свое положение за счет консорциума с «Зарубежэнергопроектом», но это не отменяет региональных рисков банковской деятельности для маленьких местных банков в целом.

Бюджет

Бюджет нынешнего года ужался до размеров образца 2008 года в сопоставимых ценах, хотя объем расходов значительно выше даже и в этих самых сопоставимых ценах. Резервов для сокращения расходов, по всей видимости, больше нет, хотя, ситуация такова, что сокращения, скорее всего, будут.

Похоже, что единственный источник для этого – социальные расходы. Опять-таки, выборы в Госдуму могут помочь. Федеральный бюджет не даст совсем уж провалить социалку. То есть худо-бедно, год мы пройдем, но ситуация очень тяжелая.

Выборы в Государственную думу

Это радостное событие позволит найти применение политическим талантам в правительстве региона и слегка отвлечь население от насущных проблем. Также это позволит решить или отложить решение некоторых проблем, о чем говорилось выше.

Почему-то не вижу никаких рисков для нормального прохождения выборного сезона и решения всех кадровых и политических задач. То есть риски есть, но нет сомнений, что они не окажут влияния на решение поставленных целей и задач, какими бы их ни поставили.

Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем