Владельцы ОАО «Автокран» и АО «НАМС-комплект» применили оригинальную тактику для сохранения контроля над предприятиями: мол, у нас столько долгов, что нас и банкротить бессмысленно.
В Арбитражном суде Ивановской области уже более полугода несколько заявителей пытаются инициировать процедуры банкротства в отношении двух аффилированных компаний – ОАО «Автокран» и АО «НАМС-комплект».
Обе компании зарегистрированы и физически располагаются в одном и том же месте в Иванове на Некрасова, 61. Собственно, это и есть завод «Автокран».
До конца прошлого года у предприятий даже генеральный директор был один и тот же – Василий Белов. Структура владения непрозрачная, присутствуют элементы перекрестного владения («НАМСу» принадлежат акции «Автокрана», «Автокрану» принадлежат акции «НАМСа»).
Владельцам всей группы «НАМС» в свое время зачем-то понадобилось создать именно такую схему. И сейчас довольно сложно сказать, кто главнее и важнее: «НАМС-комплект» или «Автокран», как носитель бренда.
В любом случае, их следует рассматривать как единое целое, как один технологический, имущественный, производственный комплекс. И решения там, судя по всему, принимаются консолидированные.
Владельцы «Автокрана» и «НАМС-комплекта» отчаянно сопротивляются попыткам начать процедуру банкротства. Поскольку приведет ли это к закрытию предприятия неизвестно, но собственности они лишатся точно. Поэтому и профсоюзы, которые пока собственники и руководство чудили со всевозможными схемами и выводили активы в кипрский офшор (61 процентов акций «Автокрана»), сидели тихо, а тут вдруг оживились, телеграммы пишут, митинги устраивают.
Впрочем, это неудивительно: российские профсоюзы, как правило, действуют не в интересах работников, а в интересах собственников и работодателей.
Последний аргумент против банкротства АО «НАМС-комплект», который предъявили суду и заявителям, вызывает уважение своим небанальным подходом к проблеме. Кстати говоря, «НАМС-комплект» в суде представляет начальник юридического отдела «Автокрана» Владимир Шибаев.
Так вот, компания заявляет, что у нее недостаточно имущества для покрытия расходов по делу о банкротстве. Здесь надо пояснить, что расходы по делу о банкротстве, это не выплата долгов, а вознаграждение арбитражному управляющему, оплата работы экспертов и тому подобные текущие расходы на саму процедуру. И если у должника нет средств даже для покрытия расходов по делу о банкротстве, это значит, что у него вообще ничего нет, что можно превратить в деньги, не говоря уже про сами деньги.
В обоснование данного утверждения была проведена инвентаризация имущества АО «НАМС-комплект».
Финансовые активы (балансовая стоимость):
– доля в ООО «Эдем-Стройинвест» – 981 миллион рублей
– акции ОАО «Автокран» – 1,47 миллиарда рублей
– акции АО «Газпром-Кран» – 262 миллиона рублей
– займы, выданные ОАО «Раскат» – 118 миллионов рублей.
Имущество:
– товары на складах на сумму 90 миллионов рублей.
При этом акции находятся в залоге.
По состоянию на 31 декабря 2015 года АО «НАМС-комплект» принадлежит 25 процентов ОАО «Автокран». Таким образом, весь «Автокран», исходя из стоимости пакета, принадлежащего «НАМС-комплект», стоит всего лишь 5,88 миллиарда рублей.
И, похоже, что весь «Автокран» находится в залоге по собственным долгам, долгам АО «НАМС-комплект» и неких третьих лиц. Одновременно, руководство обеих компаний фактически признало, что «Автокран» не стоит ничего. Реально денег и имущества нет даже на проведение процедуры банкротства.
Бесконечно это продолжаться не может, какое-то решение должно быть принято. Отказ же начинать процедуру банкротства по причине отсутствия достаточного имущества для проведения процедуры банкротства – идея интересная, но в данном случае вряд ли осуществимая.