До сих пор ивановским картельщикам было выгоднее или безопаснее быть уязвимыми к обвинению в картельном сговоре, чем в коррупционной аффилированности. Но ситуация может кардинально измениться в одночасье.
Владимир Путин дал поручение правительству Российской Федерации в срок до 1 октября текущего года внести в Государственную думу проекты законов, направленных на выявление и пресечение деятельности картелей, а также на ужесточение уголовной и административной ответственности за картельные сговоры.
Помимо этого правительству поручено обеспечить взаимодействие антимонопольных органов с федеральными органами власти и хозяйствующими субъектами в целях оперативного реагирования на создание картелей и заключение антиконкурентных соглашений.
Также, в срок до 1 октября отдельно поручено Федеральной антимонопольной службе совместно с МВД, ФСБ, Следственным комитетом и при участии Генеральной прокуратуры разработать межведомственную программу мер по выявлению и пресечению деятельности картелей и при необходимости создать соответствующий координационный орган.
По всей видимости, российские власти наконец осознали реальную угрозу от антиконкурентных соглашений, в первую очередь, при распределении бюджетных средств.
Законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок непрерывно совершенствуется и ужесточается. Однако эффект не очень велик, поскольку картели, антиконкурентные соглашения по-прежнему позволяют манипулировать ценами и распределять контракты по завышенным ценам.
Разного рода специализированные организации, которые формально созданы для оказания юридических и организационных услуг при закупках, как правило, на самом деле, оказывают только одну услугу – получение контракта без реальной борьбы заранее определенным лицом.
Само же по себе законодательство в сфере закупок, даже если бы оно было идеальным, не может предотвратить картельные сговоры, так как они заключаются вне рамок торговых процедур.
Ивановская область – идеальный образчик для исследования и пресечения деятельности картелей. Причем, не только широкая публика, но и сами участники картелей и антиконкурентных соглашений не вполне понимают, что такое картель, зачастую путая его с аффилированностью.
Впрочем, вполне возможно, что дело именно в отсутствии механизмов пресечения деятельности картелей и должного наказания (статья 178 УК «Ограничение конкуренции» практически не действует или никого не пугает). Поэтому выгоднее признать картель, чем коррупционную аффилированность.
Дело же в следующем. Картельные сговоры могут заключаться только между независимыми и не связанными между собой организациями, которые должны конкурировать на рынке. Если компании образуют даже неформальную группу с единым менеджментом или контролирующими лицами, то картеля нет, так как договоренности внутри одной компании или группы компаний – это не антиконкурентное соглашение, а бизнес-стратегия. На этом кое-кто погорел.
Например, в деле дорожно-строительных компаний АО «Дормострой», ООО «Дормострой» и ООО «Техлайн», которую получило широкую известность, ивановское УФАС признало их участниками картельного сговора. Пока шло разбирательство их номинальные руководители и учредители из кожи вон лезли, чтобы доказать свою независимость и отсутствие связей с Телманом Ферояном или то, что семья Фероянов управляет их компаниями. И тем самым они сами себе доказали картельный сговор.
Если бы они заявили, что у них одна группа, которая управляется из единого центра и один собственник, то дело о картельном сговоре тут же развалилось. Но сейчас уже поздно пить боржоми. Или же, повторю, нежелание признать аффилированность было сильнее финансовых и даже уголовных рисков от обвинения в картельном сговоре. Хотя, в данном случае, скорее всего, просто недостаточно квалифицированная юридическая поддержка.
Пожалуй, самым интересным картельным сговором в Ивановской области можно считать даже не дорожную отрасль, а капитальный ремонт многоквартирных домов, который организует региональный оператор.
Этот рынок устроен очень просто. Десяток тетушек, даже формально объединенных в некую бухгалтерскую контору, каждая является учредителем или соучредителем некой строительной фирмы. Они участвуют в торгах формально как независимые организации. При этом зачастую очевидно, что реальных торгов нет, а они по кругу, конкурс за конкурсом, каждый по очереди получает свою долю рынка.
Система работает как часы. Судя по всему, управляется она из одного центра, где наиболее известные фигуранты это Владимир Ярченков и Елена Сесягина.
Участники этой группы, прежде всего, стараются избежать формальных оснований в признании их единым целым – как бы независимые организации. Но именно это и делает их картелем. Пока просто руки не доходят, и команды не было.
Если президент Путин нацелил правоохранительные органы на выявление картелей, то картели должны быть выявлены. Появятся неафишируемые межведомственные и ведомственные планы по выявлению картелей, «социалистическое соревнование» в деле выявления антиконкурентных соглашений и так далее.
Посудите сами. Пока Путин не объявил поход на коррупцию в органах власти, так и коррупционеров там не было, а как объявил – так сажают за милую душу. Так что, картельщики, надо вам что-то срочно придумать, ведь со всех сторон обложили.