Мораторий, которое ввело правительство Ивановской области на рост тарифа на услугу по вывозу мусора и на рост взносов на капитальный ремонт, судя по всему, будет отменен вскоре после губернаторских выборов.
Арбитражный суд Ивановской области решением от 19 июня 2018 года отказал прокуратуре Ивановской области в исковых требованиях к департаменту ЖКХ правительства Ивановской области о признании частично незаконным конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО.
Ранее суд отказал прокуратуре по аналогичному заявлению, с другими участниками, ответчиками и прочее.
Если оставить за скобками юридическую и бюрократическую казуистику, то во всех действиях прокуратуры прослеживается одна довольно простая мысль, с которой наверняка согласятся все жители области, за исключением нескольких чиновников и группы лиц, которые зарабатывают на новой схеме обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами).
В 2016 году правительство Ивановской области по договоренности (если не сказать по сговору) с выгодоприобретателями будущего регионального оператора Владимиром Ярченковым и нынешним кандидатом в губернаторы Павлом Поповым установило, судя по всему, завышенную так называемую «максимальную приведенную стоимость» услуги регионального оператора.
От этой приведенной стоимости зависит размер устанавливаемых тарифов. Вспомним, что стоимость вывоза мусора для многих жителей в одночасье выросла в несколько раз, хотя, в самой услуге ничего не изменилось.
То есть приведенная стоимость является базовой величиной для стоимости всех услуг по сбору и вывозу ТКО. Самое же главное, что эта базовая величина установлена на период действия договора правительства Ивановской области с региональным оператором – на 15 лет. И каждый год стоимость подлежит индексации на величину инфляции.
Таким образом, приведенная стоимость – это краеугольный камень. Нельзя отыграть назад, нельзя произвольно снизить тариф или ввести мораторий на его рост. Нельзя в целях недопущения роста тарифа использовать какие-то иные расчеты, методики, формулы и так далее. Поскольку есть приведенная стоимость на 15 лет – абсолют, которому подчинено все остальное.
Самое же интересное с услугой регионального оператора нас, по всей видимости, еще ждет впереди, с учетом того, что было сказано выше. Следите за руками.
Врио губернатора Воскресенский, хоть и непонятно, где родившийся, сразу понял, что, как минимум, с социально-политической точки зрения дело не чисто. И с нового года фактически ввел мораторий на повышение тарифа.
Если по гамбургскому счету, то, видимо, теперь действия областного правительства в этой части незаконны. Поскольку региональный оператор – это частная коммерческая организация, которая должна получать прибыль, исходя из тех условий, которые прописаны в договоре с областным правительством. И ее не сильно волнует проблема Воскресенского, у которого сначала была задача спокойно провести в регионе президентские выборы, а сейчас стоит задача успешно избраться губернатором на выборах 9 сентября.
Почему суд отказал прокуратуре? Да все просто. Потому что все решения по новой системе ТКО были приняты правительством и его структурами в рамках имеющихся полномочий по тем нормам и правилам, которые они сами и установили, и устанавливать которые имеют законное право.
Иными словами, суд здесь вряд ли что может отменить. Он просто проверяет соответствие действий органов власти существующим законам и тем нормативным актам, которые само же правительство и приняло. То есть что-либо поменять может только сама власть.
И вот здесь важный нюанс. Воскресенский не позволил повысить тариф. Но за прошедшие полгода им ничего не было сделано, чтобы поменять условия. Значит, все повышения нас ждут впереди, после выборов. Более того, региональный оператор уже сейчас имеет все законные основания через суд добиться не просто повышения тарифов, а компенсирующего текущие убытки роста.
Скорее всего, так и произойдет. С выборами разделаются, а там начнется. Сомневающимся напомню, что, например, ивановский «Водоканал» имеет показательную историю повышения тарифов даже в досудебном порядке.
Кстати, у нас еще и стоимость взносов на капитальный ремонт заморожена. Все это рано или поздно придется отыгрывать ростом платежей. Или кардинально менять программы капремонта и условия работы оператора в сфере обращения с ТКО.