Следственный комитет почему-то хотел прекратить уголовное дело по факту особо крупного ущерба и нарушения охраняемых законом интересов общества или государства со стороны руководства Областного кардиодиспансера.
Арбитражный суд Ивановской области решением от 28 июня 2019 года признал незаконным требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Ивановской области к страховой группе «Спасские ворота» о перечислении в свой бюджет 34,8 млн рублей (со штрафом).
Речь идет о незаконно перечисленных в 2016–2017 годы из бюджета ТФОМС через страховую компанию средств Областному кардиодиспансеру за операции, которые не проводились. Причем они в принципе не могли быть проведены, так как в кардиодиспансере нет ангиографического комплекса, с использованием которого якобы проводились эти высокотехнологичные процедуры.
Суд установил, что у страховой группы «Спасские ворота» в лице филиала «Ивановский» отсутствовали возможности контроля над тем как и на что расходуются средства государственного ТФОМС руководством Областного кардиодиспансера.
Зато, такие возможности и более того, обязанность, есть у ТФОМСа, который «Обладает всей полнотой информации по взаимоотношениям со страховыми медицинскими организациями. Отсутствие взаимосвязи внутренних подразделений не должно отражаться на деятельности Фонда и влиять на ответственность третьих лиц».
И здесь возникает интересная коллизия. Так как ивановский ТФОМС требовал от страховой компании (не от кардиодиспансера) вернуть 31 млн рублей расходов и штраф в свой бюджет, то судебное решение фактически фиксирует прямой материальный ущерб государству в лице государственного внебюджетного территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области. Ведь, если ущерба государству не было, то чего тогда требует ТФОМС, да еще в таких внушительных объемах?
Понять ивановский ТФОМС можно: на кого-то нужно списать эти незаконно выплаченные многомиллионные средства. Но тут получается, что виноват сам Фонд.
Действия ТФОМС, возможно, также могут быть направлены на покрывательство бывшего главного врача кардиодиспансера Ольги Беловой и бывшего (до Беловой) главного врача кардиодиспансера, бывшего зампреда областного правительства, директора департамента здравоохранения, осужденной по другому уголовному делу Светланы Романчук. В период незаконного финансирования кардиодиспансера в 2016–2017 годы Романчук как раз трудилась в правительстве региона, возглавляя областное здравоохранение, а Белова была главным врачом кардиодиспансера.
Примерно одни и те же люди годами кочуют из департамента здравоохранения в ТФОМС и обратно. По сути, это одна команда.
Общая сумма незаконного финансирования в кардиологии зафиксирована по итогам проверки самого ТФОМС, проведенной в октябре 2018 года, в размере: 48,83 млн рублей в 2016 году и 29,38 млн рублей в 2017 году. Незаконные перечисления прекратились в июле 2017 года – как только Романчук была уволена из правительства по причине возбуждения против нее уголовного дела.
К взысканию ТФОМС определил 41 млн рублей. Из них 10 млн рублей было взыскано в бюджет ТФОМСа с кардиодиспансера. Оставшиеся 31 млн рублей Фонд хотел предъявить страховой группе «Спасские ворота».
Сумма в 10 млн рублей очень важна. И здесь мы переходим к уголовному делу в отношении бывшего главного врача кардиодиспансера Беловой.
Дело в отношении нее было возбуждено в ноябре 2018 года по статье «Халатность, повлекшая причинение особо крупного ущерба». И вдруг, всего спустя месяц, в декабре 2018 года управление Следственного комитета РФ по Ивановской области обращается в Ленинский районный суд города Иванова с ходатайством о прекращении уголовного дела в отношении Беловой и назначении ей всего лишь судебного штрафа, так как, мол, ущерб возмещен.
Прокурор и суд, мягко выражаясь, ответили жестко. По сути же, они были явно озадачены и даже ошарашены. Следственному комитету указали на явную несуразность: ущерб – 40 млн рублей, а Белова, то есть кардиодиспансер возместил всего 10 млн рублей.
Чем объясняется логика Следственного комитета, взявшего с чьего-то потолка сумму ущерба всего в 10 млн рублей? Сложно сказать. Возможно, это сценарий не только СКР, а совместной группы, состоящей из следователей, а также бывших и нынешних руководителей ТФОМСа, областного департамента здравоохранения и кардиодиспансера.
Относительно свободных средств в кардиодиспансере набралось на 10 млн рублей. Их вернули в бюджет (просто, сколько смогли, отсюда и возникла как бы сумма ущерба от действий Беловой). А остальное ТФОМС, видимо, придумал истребовать у страховой группы, ведь на кого-то же надо расписать весь ущерб. План, как мы видим, не удался. И 31 млн рублей ущерба опять повисли в воздухе.
Госпожа Белова сейчас по-прежнему работает в кардиодиспансере. Разумеется, не главным врачом, а на явно искусственной должности заместителя главного врача по организационно-методической работе. Методист она, судя по всему, прекрасный. Как и ее старший товарищ Светлана Романчук, отсиживавшаяся в кардиодиспансере на этой же должности, пока расследовалось ее уголовное дело.