Уголовно-хозяйственная логика событий превратила ситуацию с «Ивановским бройлером» в замкнутый круг, из которого невозможно вырваться без крупных потерь каждому новому ивановскому губернатору. В роли жертвы, на которую ведет охоту Следственный комитет, после Михаила Меня может оказаться Станислав Воскресенский.
Если бы не арест бывшего ивановского губернатора Павла Конькова пять месяцев назад по уголовному делу о хищении 750 млн рублей из областного бюджета, то сегодня «Ивановский бройлер», через который и проходило хищение, был бы уже продан.
Однако схема продажи с постепенным снижением цены была тут же остановлена. Причина понятна: дело из плоскости хозяйственных отношений перешло в уголовную. Значит, любой ущерб рассматривается уже не как сложившаяся «экономическая конъюнктура», а как хищение средств из бюджета Ивановской области. Ведь следует понимать, что с арестом Конькова сама схема не завершилась.
Арбитражный суд Ивановской области 23 октября 2019 года в очередной раз продлил процедуру банкротства (конкурсное производство) ОАО «Ивановский бройлер» – до 20 апреля 2020 года. Таким образом, срок конкурсного производства составит уже ровно пять лет. Какие объективные основания для пятилетней заключительной процедуры банкротства? Да никаких.
«Ивановский бройлер» ежегодно генерирует денежный поток в объеме более миллиарда рублей. Друг, сидящего в «Матросской тишине» бывшего губернатора Конькова, находящийся в бегах банкрот Василий Гущин придумал следующую схему.
Предприятие объявляется банкротом, но продолжает производственную деятельность, на все предыдущие долги вводится мораторий. Для бесконечного продления процедуры суду постепенно предъявляются все новые требования кредиторов (зачастую, копеечные), проводятся некие мероприятия и так далее.
Чтобы «Бройлер» продолжал при этом быть как бы банкротом, из его оборота выводятся денежные средства – так, чтобы просто мог продолжать работать, но, имея постоянный убыток. Схема вывода средств очень простая.
Основные производственные расходы «Ивановского бройлера» – это покупка комбикормов. Вся прибыль «Бройлера» выводится через аффилированного поставщика комбикормов. До прихода в Ивановскую область губернатора Воскресенского – это была «Горинская птица».
Почти сразу после прихода Воскресенского, используя административный ресурс, на «Бройлер» зашли калининградские друзья нового ивановского губернатора. У них свой аффилированный поставщик комбикормов. И тут же «Горинская птица» объявляет себя банкротом, поскольку денежный поток из «Бройлера» прекратился. И сейчас «Горинская птица» пачками шлет в арбитражный суд иски к ОАО «Ивановский бройлер».
После получения калининградскими друзьями Воскресенского контроля над «Ивановским бройлером», используя процедуру банкротства, предприятие начали готовить к продаже по цене ниже рыночной. Все шло по плану, цена снижалась на каждом этапе. Но тут уголовное дело о хищении 750 млн рублей из бюджета (700 млн рублей ушло в «Ивановский бройлер», 50 млн рублей остались в Фонде поддержки малого бизнеса Ивановской области и также были почти целиком похищены через Плес) и арест Конькова.
В новых, уголовных условиях, продажа «Ивановского бройлера» выглядит как фиксация убытка от хищения средств из бюджета Ивановской области. Ведь, по сути, эти 700 млн рублей никуда не исчезли – это имущество «Бройлера» и тот денежный поток, который он генерирует. Все есть. Но как только организуем продажу «Бройлера» по дешевке – сразу становимся выгодоприобретателями схемы хищения.
История всегда повторяется. Сейчас взяли Конькова и готовятся предъявить обвинение бывшему губернатору Михаилу Меню. Завтра возьмут Черкесова и будут собирать доказательства прикрытия схемы губернатором Воскресенским. А то, что происходит сейчас с «Бройлером» – это, очевидно, просто завершение многоходовки вывода средств из областного бюджета и их легализация, отмыв посредством перепродажи актива – ОАО «Ивановский бройлер».