Экономика и политика

Замостили так, что мышь не проскочит

Самый главный заказчик бюджетных расходов в Ивановской области, вроде бы, губернатор. Но можно и поспорить.

Набережную в Плесе замостят плиткой, общая стоимость работ составит 121 миллион 852 тысячи 863 рубля. Итоги соответствующего конкурса были подведены на прошлой неделе.

Заказчик строительства администрация Приволжского района. Специализированная организация по организации и проведению конкурса – ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов». Владелец этого ЗАО (51 процент) – Марк Геллер, гендиректор и совладелец (49 процентов) – Кирилл Шамин.

Победителем конкурса признано ООО «Пальмира» из Иванова. Компания наполовину принадлежит Сергею Гришину – это сын одного из опытнейших депутатов Ивановской областной думы, в прошлом директора областного «Ивавтодора», почетного гражданина Лежневского района, почетного дорожника России Владимира Гришина.

Компания Гришина «Пальмира» имеет богатый опыт работы в Плесе и его окрестностях. Например, в прошлом году за 54 миллиона рублей она выполняла работы по созданию сети водоснабжения туристско-рекреационного кластера «Плес» (1 очередь). В июле этого года за 34 миллиона рублей должна была закончить строительство «обеспечивающей инфраструктуры для пляжей ТРК «Плес» (2 очередь). Сейчас «Пальмира» за 64 миллиона заканчивает строительство (первый пусковой комплекс, первый этап) спортивного центра с бассейном в Приволжском районе.

Судя по цене в 121 миллион, замощение набережной в Плесе – наиболее ответственное задание для «Пальмиры».

Любопытно, но привычно, что цена контракта точно соответствует максимальной цене закупки. То есть «Пальмира» в своей заявке не скинула ни копейки. Причем был еще один участник из Костромы, который предлагал 109 миллионов, но шансов на победу у него не было.

В историях закупок, которые проводятся с участием геллеровского агентства конкурсов и аукционов удивление вызывает то, как чисто технически организован процесс, что побеждает тот, кто хочет больше всех денег, хотя смысл государственных и муниципальных торгов заключается в экономии бюджетных средств, или же вообще до заключительной стадии добирается только один участник.

По всей видимости, это геллеровско-шаминское ноу-хау, за которое их так и ценят закупочные чиновники в Ивановской области.

На самом деле практика довольно незамысловата. Например, данный случай с набережной в Плесе.

Помимо костромской компании, которая дошла до самих торгов, желание участвовать выразил еще, как минимум, один участник из Москвы. Понимания того, что творится в Ивановской области у него не было, поэтому он направил организаторам запрос, в котором, в частности писал: «В составе опубликованной закупочной документации отсутствует техническая часть, при этом закупочная документация содержит ссылку на проектно-сметную документацию. Прошу направить в наш адрес копию проектно-сметной документации…».

Ответ организаторов торгов, среди прочего, содержит: «Информации, размещенной на официальном сайте достаточно для подготовки заявки участника. Обращаем внимание участника закупки, что вся необходимая техническая документация будет передана при заключении контракта участнику, признанному лучшим по итогам проведения конкурсных процедур».

Видимо, именно после этого ответа москвичи сдулись.

Но этот образец эпистолярного жанра меркнет на фоне того, что случилось несколько ранее.

Дело о строительстве домов в рамках программы расселения аварийного жилья. О нем я рассказывал неделю назад. Там тоже был запрос недоумевающего претендента.

Конкурсов было два, запросы и ответы на них идентичные.

Претендент на трех страницах излагает свои вопросы к организаторам конкурсов, обосновывая свое непонимание, в том числе, ссылками на федеральный закон и нормативные акты правительства РФ и федеральных министерств, заканчивая такими словами: «Просим дать полные и исчерпывающие ответы по каждому поставленному вопросу». Претендент не мог понять, по каким критериям оцениваются заявки участников.

Ответ, полностью: «На основании поступившего запроса разъясняем, что в конкурсную документацию внесены изменения, в том числе по критериям оценки. Отслеживание изменений осуществляется участниками закупки самостоятельно».

Если бы послали на три буквы открытым текстом, то, наверное, и тогда было бы не так обидно.

В результате, конкурс был признан несостоявшимся, так как заявился только один участник, который, надо полагать, понимал, как оцениваются заявки. С ним и будет заключен контракт.

Уже довольно давно, годы я рассказываю про эти чудесные закупки. Словно со столбом разговариваю или сам с собою. И ведь всем всё понятно.

И вот, наконец-то, прокуратура области тоже обратила внимание.

В позиции прокурора есть два ключевых момента. Первый: «В нарушение требований закона о контрактной системе возложенные законом только на Заказчика полномочия по утверждению конкурсной документации и формированию комиссии по осуществлению закупок переданы Заказчиком Специализированной организации». Речь идет конкретно о ЗАО «Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов».

Второй: «Учитывая, что источником финансирования закупки является бюджет… при заключении муниципального контракта не достигнуты цели обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок».

Не я, прокурор сказал. И первое, и второе, очевидно, носит общий характер для всей системы государственных и муниципальных закупок в Ивановской области.

Чтобы прекратить эту вакханалию с заключением государственных и муниципальных контрактов по максимальным ценам без всякой экономии бюджетных средств, не нужно уголовных дел и судов. Это легко и просто регулируется административными решениями на уровне губернатора и ниже.

Господин Коньков уже скоро два года как высшее должностное лицо региона. Не два месяца, не двести дней, а два года. Однако в системе закупок не меняется ничего. Более того, заметно все большее снижение конкуренции и, соответственно, нанесение ущерба федеральному, региональному и местным бюджетам, исходя из целей государственной контрактной системы по экономии средств.

Столь долгое и упорное игнорирование сложившейся ситуации позволяет предполагать наличие у губернатора личной заинтересованности, которая проявляется либо в финансовой сфере, либо в благосклонности по отношению к заинтересованным сторонам и группам, чей интерес уже, безусловно, финансовый.

Вместо того чтобы делать, губернатор пишет указы по созданию неких советов по развитию конкуренции. Как должностное лицо, руководитель сильно дотационного субъекта Федерации губернатор должен быть заинтересован в конкурентной среде при осуществлении закупок. Этой заинтересованности реально не просматривается ни в какую сторону. Не исключено, конечно, что Конькова просто не допускают к регулированию этой сферы.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем