Губернатор Ивановской области Павел Коньков, видимо, решил расстаться с проклятым наследием.
Судя по обновленной структуре исполнительных органов власти Ивановской области, информация о которой размещена на сайте регионального правительства, губернатор Коньков решил-таки упразднить комплексы правительства.
Комплекс правительства Ивановской области – это самое крупное звено в структуре управления регионом. В каждый комплекс входит несколько департаментов, которые курирует тот или иной заместитель председателя правительства – он же руководитель комплекса.
Несмотря на то, что комплексы, руководимые вице-премьерами, вполне формализованы, их нельзя в полной мере назвать именно структурой управления. По сути, это форма даже не перераспределения, а размывания ответственности и полномочий департаментов – аналогов федеральных министерств, основной системы управления регионом.
Эту замысловатую схему придумал бывший губернатор Михаил Мень, удивительным образом сочетающий в себе православную форму с иезуитским содержанием. Перекрестная схема управления была нужна Михаилу Меню, чтобы минимизировать риск усиления какой-либо группы или одного человека внутри правительства.
Организационное, документальное, информационное и прочее обеспечение деятельности руководителя комплекса сосредоточено не у вице-премьера непосредственно, а в соответствующем управлении координации того или иного комплекса. Управления координации имеют как бы двойное подчинение: вроде бы обслуживают вице-премьера и ему подчиняются, а на самом деле входят в структуру аппарата правительства, которым руководит отдельный вице-премьер.
Для обычного человека выглядит все это откровенно бредово. Не зря сам же губернатор Коньков недавно заявил, что расстояние от департамента до главы исполнительной власти региона настолько велико, что граничит с потерей управляемости. А департамент, напомню, это ключевое звено в управлении.
Это была система целиком созданная под стиль Михаила Меня, который мог себя хорошо чувствовать только в атмосфере взаимной подозрительности, стукачества и подсиживания. Он мастер интриги. Другое дело, что при такой схеме управленческие усилия правительства в значительной мере уходят в песок. Но бывшего губернатора эффективность не сильно интересовала, он решал здесь другие задачи.
Очевидно, что кадровые перестановки, которые проводил Михаил Мень и которые паркетные СМИ именовали не иначе, как проявлением могучей воли и таланта кризис-менеджера губернатора, находились исключительно в контексте задачи общего снижения потенциала членов правительства и точечного ослабления тех или иных фигур.
Удивительно, но все еще по-прежнему новому ивановскому губернатору Конькову понадобилось почти два года, чтобы только приступить к демонтажу Меневской кондовой структуры управления.
То, что было хорошо для предыдущего губернатора, оказалось плохо для нынешнего. Манипулировать всегда сложнее, чем просто руководить. К тому же, у Михаила Меня был искусный помощник Сергей Пахомов, создававший видимость второго центра принятия решения и явное напряжение в правительстве, что опять-таки позволяло Меню полностью всех контролировать.
Претендент на эту роль в правительстве Павла Конькова Андрей Кабанов не обладал и малой толикой талантов и возможностей своего предшественника. Арест же Кабанова просто-напросто пустил всю систему управления вразнос.