Становится понятным, почему областная прокуратура требовала провести судебный процесс над бывшим главой города Вячеславом Сверчковым в закрытом режиме.
В Ленинском районном суде города Иванова продолжается открытый судебный процесс по делу бывшего главы города (на тот момент, фактически, не мэр, а председатель городской думы с расширенными представительскими функциями) Вячеславом Сверчковым. 20 марта были частично оглашены записи телефонных разговоров Сверчкова и взяткодателя, депутата гордумы, бизнесмена Саррафа Мамедова между собой и с другими лицами.
Среди прочего, оперативники записали такой разговор Сверчкова и Мамедова.
Мамедов: «Получилось, меня кинули, честно скажу».
Сверчков: «Мне оправдываться перед тобой не в чем, то, что произошло – это форс-мажор. Я полностью вхожу в твою ситуацию и понимаю, что ее надо решать. Я тебе одно могу сказать, я не хочу быть козлом отпущения за всех, поэтому давай будем встречаться с губернатором, с Хохловым, потому что если бы одно дело – Сверчков положил все себе в карман, тогда, пожалуйста. Ты мне деньги отдавал, но отвечать должны консолидировано.
Я Кузьмичева за стол посажу, спрошу: «Саш, ты был в этой ситуации? – был, вопрос решал? – решал, тогда бы можно было ставить вопрос ребром. Мы бы пошли к губернатору и сказали, мол, Павел Алексеевич, вот Сарраф Абильфатович участвовал в общих делах, но условия, которые оговаривались в начале, не выполнены. У меня были договоренности и с ними, и с руководством города и области, поэтому давай разговаривать.
Далее, Сарраф, вот ты говоришь, я деньги взял с тебя. Я могу посадить одного, двух человек, но это вопрос не решит. Я эти деньги не прожрал и со своей стороны сделаю все, чтобы выполнить договоренность, но из своего кармана доставать не буду. Я тебе гарантирую вернуть, если мы не решим этот вопрос с 12 миллионами до конца года, я готов предоставить тебе эквивалент в дорогостоящих товарах. По-человечески я тебя понимаю и понимаю, что ты можешь попасть, но ты еще не попал, Сарраф.
Я не снимаю с себя ответственности, но она должна быть консолидирована. Я Кузьмичеву за два миллиона из твоих денег квартиру купил…»
Мамедов: «Я говорю, не пойдет, Саш, так, а он говорит, тогда шесть миллионов Павлу Алексеевичу отдавай, давай Диму протянем, я с ним буду встречаться, разговаривать, потом приду к Сверчкову, а он скажет, что ничего не брал…»
Из уст Сверчкова прозвучало прямое обвинение в адрес нынешнего председателя городской думы Александра Кузьмичева в том, что он также был получателем. Странно, почему тот до сих пор на свободе? Впрочем, неизвестно, возможно, против него возбуждено уголовное дело, и он активно сотрудничает со следствием.
В любом случае, нет оснований не доверять словам Сверчкова, сказанным не на допросе, а при описывании сложившейся ситуации господину Мамедову, поэтому Кузьмичеву во власти делать нечего. Правда, с ним есть еще одна проблема – недавно он стал заместителем секретаря регионального отделения «Единой России» по партийным проектам. Как же без него?
Впрочем, Кузьмичев это не главное. Из контекста, оговорок и прямых заявлений Сверчкова и компании следует, что в Иванове и области существовала целая коррупционная система, в которую вольно или невольно были вовлечены первые лица города и региона.
Похоже, что Сверчков ранее специально не оговаривал первого заместителя председателя правительства Ивановской области Дмитрия Куликова. Обвинение логично следует из ситуации. Сверчков, по всей видимости, заносил деньги «наверх». Судя по всему, Куликов был тем близким к губернатору человеком, через которого это, в том числе и делалось.
Существование такой системы было обусловлено и тем, что ее участники воспринимали происходящее, как данность, норму жизни. Ни себя, ни своих партнеров они не считают преступниками. Просто жизнь такая, а это всего лишь бизнес.
Они действуют не в обстановке повышенной секретности, полуподпольного существования и реализации неких криминальных схем. Место каждого в пищевой цепочке четко определено: кто доит, кого доят, кто доит того, кто доит первого и так далее. Все понимают свое место, роли распределены.
В этой ситуации бессмысленна сама постановка вопроса о том, что силовики, мол, перегнули палку, что работать невозможно из-за повышенного внимания прокуроров к чиновникам и тому подобное. Очевидно, что власть Ивановской области нуждается в перезагрузке.
Она должна была произойти после ухода из региона Михаила Меня и его команды, но этого не произошло. Перезагрузка не панацея, но она приводит «элиты» в чувство, хотя бы на какое-то время.