Это не история ивановского капитализма. Это история про то, как ивановский капитализм побеждает московского олигарха. При этом поражает широта интересов губернаторского друга Василия Гущина – он и в куриных делах дока.
В «Рабочем крае» 25 июня вышла статья про птицефабрику «Ивановский бройлер». Такое впечатление, что кто-то хотел найти компромисс там, где он вряд ли возможен. Уж больно разные интересы сошлись на одном предприятии, а денег на кону все больше и больше.
Это чисто гоголевская история, в том смысле, что положительные и отрицательные герои – только на усмотрение читателя.
С момента двух последних публикаций и введения на ОАО «Ивановский бройлер» процедуры конкурсного производства (заключительная стадия банкротства), события там развиваются весьма нетривиальным образом.
Обычно конкурсное производство означает затухание, упадок сил и пропадание интереса. А здесь все наоборот: просто какой-то взрыв на макаронной фабрике (извините за не совсем корректное сравнение по признаку родственных пищевых отраслей).
В деле крупный московский инвестор и ивановский губернатор, который затаился: то ли ждет, куда кривая вывезет, то ли сам (что очень похоже) заинтересованный субъект.
А виновато во всем… импортозамещение.
На своем официальном сайте администрация Ивановского муниципального района (на его территории расположен «Ивановский бройлер») сообщала 23 июня: «В период с января по май 2015 года в Ивановском районе произведено более 6,5 тысяч тонн скота и птицы на убой, что составляет 545 (! – ред.) процентов к уровню производства 2014 года. Рост этого показателя стал возможным благодаря ЗАО «Ивановский бройлер», где в этом году было выращено птиц в 5,6 раз больше, чем за аналогичный период 2014 года».
Это не чудо, это рост потребительского спроса на продукцию «Ивановского бройлера». По данным Ивановостата, в Ивановской области в сфере производства продуктов питания практически нет убыточных предприятий.
Да и без статистики ясно, что рост реализации мяса птицы и куриных яиц более чем в пять раз – это не просто прибыль, это очень хорошая прибыль. Конечно, западные санкции, наверное, помогли, но, скорее всего, это объективная ситуация.
И тут, казалось бы, замаячили восстановление платежеспособности и возврат долгов кредиторам. Однако нет.
Исполнительный директор ОАО «Ивановский бройлер» Алексей Померанцев, назначенный конкурсным управляющим, издает 3 июня приказ «О премировании». В нем он пишет, то есть приказывает: «В связи… с отрицательным финансовым результатом по операционной деятельности за май 2015 года… не начислять работникам предприятия ежемесячную премию».
Судя по всему, такой же приказ будет и по итогам работы за июнь. Только господа собрались выходить на финишную прямую процесса смены собственников столь привлекательного бизнеса, а тут продажи поперли так, что никакой логикой невозможно объяснить процедуру банкротства. Надо деньги куда-то девать.
Три месяца назад в Подвязновском, то есть там, где находится «Ивановский бройлер» была зарегистрирована компания «Горинская птица». Директор – известный ивановский бизнесмен, владелец компании «Союз», близкий губернаторскому окружению Евгений Марков.
Причем у Маркова только 20 процентов компании, остальная часть «Горинской птицы» принадлежит ООО «Витаро» и ООО «Юлтекс». Обе компании зарегистрированы в вотчине господ Гущина и Куликова – на Громобоя, 1. Обе записаны на неких физических лиц, реально же их, судя по всему, контролируют эти самые друзья губернатора: гендиректор «Иврегионсинтеза» Василий Гущин (у которого с рук кормился в тяжелые минуты жизни нынешний губернатор Коньков) и первый вице-премьер областного правительства Дмитрий Куликов.
«Горинская птица» занимается поставками необходимого сырья и ресурсов для работы «Ивановского бройлера». То есть покупает по одной цене, продает «Бройлеру» по другой. Сложно объяснить появление этой «прокладки» чем-то, кроме вывода из ОАО «Ивановский бройлер» оборотных активов и поддержанием предприятия в состоянии, как пишет Померанцев: «отрицательного финансового результата».
Судя по всему, реально ситуацией на «Ивановском бройлере» управляет Василий Гущин. Этому есть и более важное подтверждение в контексте и более важных событий. Это все еще только предыстория, пейзаж, описание поля битвы.
В борьбу за «Ивановский бройлер» несколько месяцев назад ввязался друг и соратник Бориса Минца, владелец московской «Корпорации ОСД», этакий олигарх с ивановскими корнями Александр Вагин. Он выкупил 50 процентов ОАО «Ивановский бройлер». А затем, чуть не сразу предприятие было объявлено банкротом.
По сути, произошло следующее, глава «Корпорации ОСД» Вагин вложил несколько десятков миллионов рублей в бизнес (говорят, от 50 миллионов) и тут же их потерял. Во-первых, это реальные, личные, не заемные деньги Вагина. Во-вторых, московского олигарха кинули в Иванове какие-то текстильщики-банкроты.
Важно, что за два месяца после начала процедуры конкурсного производства изменилась позиция «Россельхозбанка». Судя по всему, ранее это была позиция местного отделения банка, а после удивления Александра Вагина от банкротства его предприятия и, видимо, определенных действий в связи с этим, это стала позиция головного, московского офиса «Россельхозбанка». Теперь банк выступает за сохранение и вывод из кризиса ОАО «Ивановский бройлер».
Напомню, что два основных кредитора «Ивановского бройлера» – «Россельхозбанк» и Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства (ИГФ ПМП), через который предприятие получило средства федерального бюджета.
«Россельхозбанк» – залоговый кредитор, то есть у него в залоге имущество «Ивановского бройлера». ИГФ ПМП – конкурсный кредитор, то есть у него денежный долг. Это важно.
27 мая инвестор обращается в Фонд с планом по выводу предприятия из кризиса, включая дополнительные инвестиции. На следующий день по этому поводу собирается комитет кредиторов – три человека.
Один – представитель «Россельхозбанка». Второй, понятно, директор ИГФ ПМП Сергей Колесов, третий – ба, знакомые всё лица! – верный оруженосец Василия Гущина, директор множества его живых и мертвых предприятий, уже почти депутат Ивановской городской думы Игорь Клыгин.
Банк голосует за план инвестора, Колесов и Клыгин, разумеется, против.
2 июня Александр Вагин обращается лично к губернатору Конькову с письмом. Только 22 июня вместо губернатора ему отвечает начальник департамента сельского хозяйства Евгений Астафьев с фактическим отказом в принятии плана инвестора по выводу предприятия из кризиса и дополнительных инвестициях в сельскохозяйственную отрасль региона, что, конечно, удивительно.
Важно, что Астафьев ссылается на следующее: «Осуществление предлагаемой Вами сделки возможно при наличии согласий всех залоговых кредиторов».
Правильно, ведь имущество заложено у «Россельхозбанка». А он-то как раз и согласен с предлагаемой сделкой и он – единственный залоговый кредитор!
Очень похоже, что губернатор и его команда три недели думали, как объехать инвестора Вагина и добанкротить «Ивановский бройлер». И додумали. Практически одновременно с письмом Астафьева, Колесов, то есть ИГФ ПМП обращается в Арбитражный суд с просьбой о присвоении Фонду статуса залогового кредитора. Все понятно, да?
3 июня директор Ивановского филиала «Россельхозбанка» Смирнов и глава «Корпорации ОСД» Вагин обратились к губернатору с письмом, в котором просят о встрече. Насколько известно, на данный момент даже ответа по этому поводу Павел Алексеевич не соизволили дать. Им некогда, они на фестивалях, форумах, в Крыму.
Тут «команда босяков» собралась не за дорого отжать действующее предприятие, которое несет золотые яйца. Инвестор, похоже, вообще не понимает, что происходит. А чиновники ивановские удивляются, почему так мало инвестиций в Ивановской области? Ведь у нас такой прекрасный инвестиционный климат, а уж инвестиционное законодательство – одно из лучших в мире.
Ну как после такой истории инвесторам смотреть на Ивановскую область? Вы приезжаете – вас встречает Гущин и Ко. Вы уезжаете. Ах, у нас еще комбинат синтетического волокна! Да, этот проект всё спишет – ждем денег на него.